Перейти к содержимому







Описание конструкции

Бортовая сеть постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» – кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода.
При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Jelektrooborudovanie-1.jpg

Аккумуляторная батарея


На автомобиле устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея, с обратной полярностью (минусовой вывод обращен к левому борту автомобиля, а оба вывода расположены ближе к ветровому стеклу). Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда составляет 70 А·ч.
Аккумуляторная батарея – необслуживаемая, в ней нет пробок для определения плотности электролита и доливки дистиллированной воды.
Степень зарядки батареи можно определить по цвету индикатора, вмонтированного в крышку батареи:
– зеленый цвет индикатора означает, что батарея заряжена;
– темный цвет индикатора – батарея частично разряжена;
– прозрачный или светло-желтый цвет индикатора свидетельствует о понижении уровня электролита сверх допустимого.
При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности (см. «Техника безопасности при обслуживании и ремонте»).

Jelektrooborudovanie-2.jpg


Генератор:
1 - вывод «В2+»;
2 - кожух;
3 - задняя крышка;
4 - стяжной болт;
5 - передняя крышка;
6 - шкив;
7 - щеткодержатель с регулятором напряжения;
8 - разъем щеткодержателя

Генератор — синхронная электрическая машина переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. В шкив генератора встроена муфта свободного хода. Муфта свободного хода позволяет шкиву проворачиваться на валу ротора против часовой стрелки. Это позволяет снизить нагрузку на ремень привода вспомогательных агрегатов при резком снижении оборотов коленчатого вала.
Крышки и статор генератора стянуты четырьмя болтами. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом. Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора.
Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора, в задней крышке установлен в пластмассовой втулке. Передний подшипник запрессован в переднюю крышку генератора, на валу ротора посадка подшипника скользящая.
В заднюю крышку генератора вставлен статор генератора, в котором расположена трехфазная обмотка. Концы фазных обмоток соединены с выводами выпрямительного блока, состоящего из шести диодов — трех положительных и трех отрицательных. Выпрямительный блок закреплен на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом). Положительные диоды запрессованы в пластину-держатель, а отрицательные — в заднюю крышку генератора, поэтому при выходе из строя выпрямительного блока нужно заменить заднюю крышку генератора в сборе с выпрямительным блоком и статором генератора.


Jelektrooborudovanie-3.jpg

Шкив генератора с муфтой свободного хода


Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки, расположенные в щеткодержателе, который конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.
Регулятор напряжения поддерживает напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах независимо от оборотов двигателя и электрической нагрузки, за счет изменения силы тока (магнитного потока) в обмотке ротора генератора. Регулятор напряжения — неразборный узел, при выходе из строя его заменяют в сборе со щеткодержателем. При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора подводится через цепь, включающую в себя сигнализатор в комбинации приборов (сигнализатор при этом горит). После пуска двигателя сигнализатор гаснет. Если после пуска двигателя сигнализатор горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

Jelektrooborudovanie-4.jpg


Щеткодержатель с регулятором напряжения:
1 – вывод «массы»;
2 – корпус щеткодержателя;
3 – регулятор напряжения;
4 – электрический разъем;
5 – вывод «+»;
6 – щетки


«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» - к выводу «В2+» генератора. Обратное подключение приведет к пробою диодов выпрямительного блока генератора.

При работе двигателя не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею. Возникающие при этом скачки напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты автомобиля.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» диодов (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
Для возбуждения стартера служат четыре электромагнита.


Jelektrooborudovanie-5.jpg

Стартер:
1 – задняя крышка;
2 – контактные болты;
3 – управляющий вывод тягового реле;
4 – тяговое реле;
5 – корпус стартера;
6 – передняя крышка

Вал якоря вращается в двух втулках, запрессованных в передней и задней крышках стартера. Корпус и крышки стянуты двумя болтами. На валу якоря установлена муфта свободного хода с приводной шестерней, которая может перемещаться по шлицам вала. Она передает крутящий момент только в одном направлении от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое реле служит для ввода в зацепление шестерни привода с зубчатым венцом маховика двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки (втягивающую и удерживающую) тягового реле. Якорь реле втягивается и пластмассовым рычагом передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала якоря, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. При этом включается электродвигатель стартера и одновременно отключается втягивающая обмотка тягового реле. После возвращения ключа в положение «зажигание» удерживающая обмотка обесточивается, и под действием пружины приводная шестерня выходит из зацепления с маховиком. Неисправное тяговое реле заменяют. Неисправность привода стартера выявляется при осмотре после разборки стартера.

В систему освещения и сигнализации автомобиля входят: две блок-фа-ры, противотуманные фары (опция), боковые указатели поворота, задние фонари, фонари освещения номерного знака, дополнительный сигнал торможения, противотуманный фонарь, плафоны освещения салона и багажника, плафон освещения вещевого ящика и звуковой сигнал. Блок-фара объединяет три секции. В одной установлена галогенная лампа НВЗ дальнего света и лампа габаритного света W5W. Во второй секции установлена лампа Н11 ближнего света. В третьей секции установлена лампа указателя поворота PY21W (оранжевого цвета).


Jelektrooborudovanie-6.jpg


Блок-фара:
1 - регулятор пучка света фары в горизонтальной плоскости;
2 - патрон лампы габаритного света;
3 - лампа дальнего света;
4 - лампа ближнего света;
5 - регулятор пучка света фары в вертикальной плоскости;
6 - исполнительный механизм регулятора направления пучков света фар;
7 - патрон лампы указателя поворота
Часть автомобилей комплектуется противотуманными фарами, которые устанавливаются в переднем бампере. В противотуманных фарах установлены галогенные однонитевые лампы Н8.


Jelektrooborudovanie-7.jpg


Противотуманная фара:
1 - гнездо лампы;
2 - регулировочный винт

Задний фонарь состоит из двух частей: одна установлена на заднем крыле, другая — на крышке багажника.


Jelektrooborudovanie-8.jpg


Расположение ламп в заднем фонаре:
1 - указателя поворота;
2 - сигнала торможения и габаритного света;
3 - заднего хода;
4 - габаритного света

В фонаре на крыле установлены лампы: сигнала торможения и габаритного света (двухнитевая лампа W21/5W), указателя поворота (лампа PY21W) и света заднего хода (лампа W16W). В фонаре на крышке багажника установлена лампа габаритного света (лампа W5W). Противотуманный фонарь установлен в заднем бампере. В нем установлена лампа W21W.


Jelektrooborudovanie-9.jpg

Коммутационный блок


В салоне, слева под панелью приборов, установлен коммутационный блок.
Этот блок является электронным блоком управления центральным замком, плафоном освещения салона, указателями поворотов, аварийной световой сигнализацией, прерывистым режимом работы очистителя ветрового стекла, реле обогрева заднего стекла, системой противоугонной блокировки запуска двигателя. Кроме того, коммутационный блок подает звуковой сигнал (зуммер), напоминающий о не вы ключе ином наружном освещении при открытых дверях, и включает сигнализатор в комбинации приборов.

Jelektrooborudovanie-10.jpg


Электростеклоподъемник:
1 - мотор-редуктор;
2 - барабан;
3 - трос;
4 - направляющая;
5 - ползун

Автомобили оборудуются электростеклоподъемниками либо передних, либо всех дверей. Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока. Электродвигатель - реверсивный. На выходном валу редуктора установлен барабан с тросом. На тросе закреплен ползун, к которому двумя болтами крепится стекло двери.
Автомобили могут быть оборудованы системой блокировки замков дверей (центральный замок). Система предназначена для одновременной блокировки/разблокировки всех дверей при нажатии на клавишу выключателя, расположенного на консоли панели приборов, или с пульта дистанционного управления ключа зажигания. На замки всех дверей установлены электроприводы, которые присоединяются к рычагам блокировки замков.

Часть автомобилей оборудована наружными зеркалами заднего вида с электроприводом и электрообогревом. Управляются оба зеркала регулятором электроприводов наружных зеркал, установленным в облицовке туннеля пола. В корпусе зеркала расположены два электродвигателя. Один электродвигатель служит для поворота зеркала в вертикальной плоскости, а другой - в горизонтальной. На элемент обогрева зеркала напряжение подается от реле обогрева заднего стекла.


Jelektrooborudovanie-11.jpg


Очиститель ветрового стекла:
1 - подушка крепления очистителя;
2 - длинная тяга;
3 - короткая тяга;
4 - кронштейн очистителя;
5 - мотор-редуктор;
6 - кронштейн мотор-редуктора;
7 - поводок с валом рычага щетки;
8 - уплотнитель

Очиститель ветрового стекла установлен слева под облицовкой ветрового окна. Очиститель состоит из мотор-редуктора с тягами, закрепленными на кронштейне, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя — трехщеточный, двухскоростной с возбуждением от постоянных магнитов. Очиститель имеет три режима работы, они включаются правым подрулевым переключателем. Прерывистый режим работы очистителя обеспечивает коммутационный блок. При неисправности мотор-редуктора его заменяют.


Jelektrooborudovanie-12.jpg


Насос омывателя ветрового стекла:
1 – электродвигатель;
2 – электрический разъем;
3 – штуцер подачи жидкости на ветровое стекло

Омыватель ветрового стекла состоит из полупрозрачного пластмассового бачка, электрического насоса, гибких шлангов и форсунок. Омыватель включается правым подрулевым переключателем. Бачок омывате-ля установлен справа под облицовкой ветрового окна. Насос вставлен в бачок омывателя через резиновый уплотнитель. Неисправный насос заменяют. Форсунки для подачи жидкости на ветровое стекло встроены в облицовку ветрового окна. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской.


Jelektrooborudovanie-13.jpg

Катушка иммобилайзера


Все автомобили оборудованы противоугонной системой блокировки пуска двигателя - иммобилайзером. В состав иммобилайзера входят: коммутационный блок; катушка связи, установленная на выключателе зажигания; микросхема в ключе зажигания (транспондер) и сигнализатор состояния иммобилайзера в комбинации приборов.

Когда ключ вставляют в выключатель зажигания, катушка считывает код с микросхемы ключа и передает его в коммутационный блок. Коммутационный блок сравнивает код ключа с кодом, хранящимся в памяти блока. Если коды совпадают, блок посылает сигнал электронному блоку управления двигателем (ЭБУ), разрешающий пуск двигателя, - при этом сигнализатор в комбинации приборов гаснет. Если коды не совпадут, ЭБУ по сигналу коммутационного блока блокирует пуск двигателя, а сигнализатор в комбинации приборов будет постоянно и часто мигать. Система блокировки пуска двигателя включается автоматически, через несколько секунд после извлечения ключа из выключателя зажигания.

Jelektrooborudovanie-14.jpg


Барабанное устройство со спиральным кабелем:
1 – спиральный кабель;
2 – соединитель подрулевых переключателей;
3 – поводок барабанного устройства;
4 – колодка соединения с подушкой безопасности;
5 – барабан
Автомобиль оборудован подушками безопасности водителя и переднего пассажира. Подушка безопасности водителя установлена в рулевом колесе, а подушка безопасности пассажира - в панели приборов, над вещевым ящиком.

Для электрического соединения подушки безопасности водителя с электрооборудованием автомобиля нельзя применять обычный скользящий контакт во избежание искрообразования и непреднамеренного срабатывания подушки. Для этого на автомобиле применено устройство с так называемым спиральным кабелем, работающее по принципу рулетки. В цилиндрическом пластмассовом корпусе устройства, выполненного в корпусе соединителя подрулевых переключателей, спирально уложены несколько витков металлопластиковой ленты, которая является электрическим проводником. Один конец ленты кабеля через разъем, расположенный на корпусе соединителя подрулевых переключателей, состыкован с колодкой жгута проводов электрооборудования автомобиля. Другой конец кабеля выведен на выступающий поводок барабана устройства и соединен через колодку с подушкой безопасности. Поводок барабана устройства входит в отверстие ступицы рулевого колеса. При вращении колесо за поводок поворачивает барабан, а с ним и ленту кабеля, которая располагается в цилиндрическом корпусе либо на большем, либо на меньшем радиусе. От своего среднего положения барабан с поводком в устройстве может поворачиваться в каждую сторону до упора на несколько большее число оборотов, чем рулевое колесо. Это предотвращает обрыв кабеля при вращении рулевого колеса от нейтрального положения до упора в каждую сторону.


Jelektrooborudovanie-15.jpg

Монтажный блок реле и предохранителей в моторном отсеке:
F1-F9 - предохранители;
К1-К8 - реле

Jelektrooborudovanie-16.jpg

Монтажный блок предохранителей в салоне


Jelektrooborudovanie-17.jpg

На внутренней стороне крышки монтажного блока закреплен пинцет для извлечения предохранителей, а также показана схема расположения предохранителей


Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Мощные потребители (элемент обогрева заднего стекла, вентилятор отопителя, вентилятор системы охлаждения двигателя, кондиционер и другие) подключаются через реле. Все реле (кроме реле включения обогрева заднего стекла), силовые предохранители и предохранители системы управления двигателем установлены в монтажном блоке реле и предохранителей, расположенном в моторном отсеке слева, за аккумуляторной батареей. Остальные предохранители расположены в монтажном блоке предохранителей, установленном в салоне в левом торце панели приборов. Реле включения обогрева заднего стекла установлено на поперечной балке под панелью приборов.




nissan.png


При копировании материала указывайте обратную ссылку. Сайт не является официальным представителем Nissan и предназначен для лиц старше 18 лет
AlmeraNew.ru © 2014-2020

 


Яндекс.Метрика